Если вы сорвали болт


Вот так бывает: крутишь, крутишь, а не идет. Вернее, ключ или накидная головка вращается, а болт стоит на месте. Симптом известный – у болта сорваны грани.

Есть и другой вариант из оперы «закат солнца вручную». Крутишь, крутишь. Вначале против часовой стрелки, потом обратно, пробуешь перевести на зимнее время. Приложив ухо, пытаешься почувствовать заветный щелчок, после которого вроде бы уже должно. Затем все это надоедает, бьешь молотком, ногой, высказываешь свое мнение о свойствах крепежа, его производителях и том, кто все это тебе продал и лишь потом приходит осознание, что у болта сорвана резьба.

Вариантов выхода из данного положения может быть несколько. Начнем с сорванной резьбы.

Здесь можно воспользоваться гвоздодером, поддеть шляпку болта и продвинуть его, насколько позволят сорванные грани. В таком виде фиксируем и пробуем выкрутить, используя ключ или отвертку, в зависимости от конструктивной особенности шляпки.

Но не все шляпки болтов имеют шлицы для отвертки. Попробуйте пропилить ее ножовкой по металлу или болгаркой. При работе с последнейсоблюдайте технику безопасности. Радикальные меры для нанесения глубокой художественной резьбы по металлу здесь неуместны. Помните, что болгарка – не женщина болгарской национальности, а инструмент резвый, шумный и довольно мощный, и чем мощнее, тем опасней. Поэтому прорезаем шлиц на шляпке крайне осторожно, практически легким прикосновением, не забывая крепко ее (болгарку) удерживать.

Если болт маленький, его легко вырвать кусачками. Достаточно просто зажать шляпку губками инструмента и резко потянуть. Не поддается? Усиливайте зажим и крутите против часовой стрелки.

Теперь немного информации о выходе из положения при сорванных гранях.

Приобретите набор экстракторов - метчиков с обратной резьбой, который продается в любом магазине хозяйственных инструментов. Рассверлите отверстие сверлом в оставшейся части болта глубиной не более 15 мм. Не забудьте предварительно накернить место по центру шляпки, чтобы не соскочило сверло. Важно использовать защитные очки, чтобы стружка не повредила глаза. Работу выполняйте в перчатках. Диаметр сверла должен быть меньше внутреннего диаметра метчика. Вверните метчик в образовавшееся отверстие против часовой стрелки. Когда болт начнет вращаться вместе с ним, откручивайте в обратном направлении.

Но есть и радикальные меры. Не все болты представляют антикварно-историческую ценность, особенно если с другой стороны соединения они скреплены гайками. Поэтому срубить шляпку гайки болта острым зубилом или спилить ножовкой по металлу будет самым оптимальным решением и сэкономит время и нервы.

Раз уж речь зашла о зубиле, как о народном методе решения всех крепежных проблем в отсутствие иных, более современных приспособлений, давайте рассмотрим еще один способ его использования. Зубило можно применять в качестве составляющей ударно-поворотного механизма. Достаточно приложить его острый конец к одной из граней шляпки болта и постучать молотком таким образом, чтобы болт провернулся, хотя бы в четверть оборота. Этот способ значительно облегчит дальнейшее откручивание. Если зубило оказалось заточенным как самурайский меч, не пытайтесь им провернуть болт. Кроме разноцветной стружки, вам из этого предприятия более ничего извлечь не удастся. Лучше воспользуйтесь ударной отверткой.

Грани сорваны основательно? Не беда! Используйте газовый ключ, но только после того, как наш болт немного сдвинулся с мертвой точки.

Нагревание болта любыми доступными и безопасными способами будет также нелишним. Особое внимание следует обратить на тип конструкции и соблюсти все необходимые условия для дальнейшего ее использования. В ней не должны присутствовать детали, склонные к деформации от нагрева и уж тем более к возгоранию. И, как говорится: «Куй железо, пока не замерзло!», - иначе резьбовое соединение прижмется еще сильнее и тем самым усложнит ситуацию.

Как вариант – нагреть, затем резко охладить и пробовать открутить. Так можно поступить в случае с приржавевшими болтами, поскольку во время нагрева металл гайки расширяется, ржавчина утрачивает свою крепость, а охлаждение несколько приблизит свойства соединения к первоначальному виду.

Самая грустная ситуация из всех возможных - когда шляпка болта срезана заподлицо так, что ухватиться за него не получается. Тогда нужно приварить к стержню болта такой же болт и попытаться выкрутить или высверлить его остатки полностью, подобрав сверло меньшее в диаметре, а после снова использовать метчик для восстановления внутренней резьбы соединения. Кстати говоря, если шляпка цела, к ней можно также приварить большую гайку, затем охладить и открутить.

Помните, что важнее все же предупредить вероятность повреждения граней, поэтому откручивайте болт накидными ключами или головками, рожковые здесь ни к чему.

В качестве профилактики резьбового соединения используйте графитную смазку или спрей типа WD-40. Cолидол, литол, нигрол или моторное масло сейчас менее популярны, поскольку имеют свойства прикипания и сбора пыли, но, тем не менее, продолжают применяться.

Удачи!